Краткий обзор рынка аренды легкового автотранспорта
По данным большинства отраслевых экспертов, рынок аренды и проката авто России находится в начальной стадии формирования.По всяческим оценкам, его объем в 2006 г. составил лишь 40-50 млн. долларов. Для сравнения, в США размер рынка аренды и проката авто больше на три порядка (по данным специалистов Reuters, объем рынка составляет 20 млрд. без учета услуг лизинга автомобилей), при этом там эксплуатируются приблизительно 2 млн. транспортных единиц. В то же время, автопарк российских прокатных компаний сегодня насчитывает порядка 6 000 авто, из которых от четверти до третьей части представлены отечественными брендами. Автопарк московских компаний, по данным экспертов немецкой компании SIXT, специализирующейся на оказании услуг аренды автомашин, составляет порядка четырех тысяч машин (учитывались данные по машинам не старше двух лет).
Из иностранных машин около 70% относят к экономичному и стандартному сегментам, в котором они соперничают с отечественными авто. Лишь 30% из сдаваемых напрокат российскими компаниями иномарок могут быть отнесены к бизнес- и премиум-классам. Нужно сказать, что у участников рынка аренды автомобилей отсутствует единая сегментация автотранспорта. Это приводит к тому, что легковой автомобиль, предлагаемый одной компаний в группе «Бизнес», в другой компании может входить в группу «Средний» (по материалам статьи «Сегментация автомобильного транспорта, предлагаемого компаниями Москвы и Московской области в аренду» - читать).
В России наиболее крупным и динамично развивающимся является рынок аренды автотранспорта Москвы и Московской области. До 90-95% объемов операций на российском рынке автопроката приходится на долю Москвы. В исследовании компании Smart Business Solutions отмечается, что до 2000 г. услугу проката автомобилей на московском рынке предоставляли не более десятка фирм. Сегодня число достаточно крупных прокатных компаний в Москве - около 70.
В то же время, по мнению многих специалистов, период усиленного роста рынка аренды автомашин завершился. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет совершаться за счет регионов. Другой тенденцией, видимо, станет экстенсивный рост рынка, что будет проявляться в следующем. На сегодняшний день крупные компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес- и компакт-класс). Вновь появляющиеся компании (а их достаточно большое число) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Небольшие цены «новичков» ведут к понижению качества сервиса и разрушают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в аналогичном ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь основными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания.
На сегодняшний день отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей — отечественного и иностранного производства.
Так, направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:
- Представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt и др.);
- Официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и др.);
- Крупные российские компании, достаточно долгое время работающие на ранке проката автомобилей (Global National, «Гринлайн», «Скарлет» и др.);
- Малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей («А.М. Рент», «Citywheels» и др.). Характерной чертой для многих небольших компаний-операторов рынка аренды авто, является отсутствие своего парка автомашин;
- Пункты проката авто при автотехнических и торговых центрах заграничных автопроизводителей («Автоцентр Skoda»);
- Отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию всевозможных торжественных мероприятий («Лимузин-сервис»).
- Превентивные меры, направленные на борьбу с угонами авто;
- Проведение коллективных рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката автомобилей в целом;
- Субаренда авто или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.
Учредителями Ассоциации стали крупные компании – участники рынка:
- ЗАО «СП «РОЛЬФ» (торговая марка РОЛЬФ-ПРОКАТ, в настоящее время компания именуется Raiden).
- ЗАО «Ричмонт транспортные услуги» (торговая марка HERTZ).
- ООО «БЕРЕС мультикарс».
- ООО «А.М. РЕНТ».
- ООО «ПИНГВИН АВТОМОБИЛИ».
- ООО «РЕАЛ-КАР».
- ООО «СП «БИЗНЕС-КАР».
- ЗАО «ОЛЬГА-ЛИМУЗИН».
- ООО «СКАРЛЕТ».
- ООО «ЕВРОПКАР-РУС» (торговая марка EUROPCAR).
В то же время, несмотря на достаточно серьезные препятствующие факторы, можно с достаточной уверенностью утверждать, что рынок автопроката развивается. Темпы его роста оцениваются в 20-30% в год (в Московском регионе – 30-40% в год), при этом из побочного для автодилеров бизнеса он превращается в самостоятельную индустрию. Ведущие на исследуемом рынке игроки постепенно начинают осваивать регионы. А постоянное увеличение числа частных клиентов у автопрокатчиков ведет к усилению конкуренции, что в свою очередь ведет к снижению уровня цен на услуги аренды автомашин. Но нынешний «подготовительный» процесс, по мнению экспертов, может продолжаться еще около пяти лет.
Пока же основную массу клиентов автопрокатчиков составляют корпоративные заказчики. В основном они пользуются следующими услугами: аутсорсинг, оперативный лизинг, аренда автомобилей с водителем (по материалам статьи «Наиболее востребованные услуги автопрокатчиков для корпоративных клиентов», читать). Важной тенденцией в этом сегменте эксперты считают возросшие требования клиентов к качеству оказываемых здесь услуг и их готовность платить за это больше.
Спросом пользуются авто всех марок. При этом самые дешевые машины, как правило, оказываются наиболее удобными при движении по столичным пробкам (ввиду их компактности).
52% потребителей-частных лиц в качестве главного критерия выбора автопрокатной компании назвали цену услуги; для 12,6% опрошенных крайне важна репутация компании, такой же процент участников опроса считает важнейшим фактором ее местонахождение. Минимальное же число респондентов (7,9%) полагаются на рекомендации друзей.
При определении степени надежности московские потребители руководствуются такими критериями, как присутствие у компании лицензии, собственного парка транспорта, круглосуточной работы их диспетчерских служб, страхования пассажирских мест и т.д.
С целью стимулирования потребительского спроса транспортные компании предлагают разного рода дополнительные услуги:
- «Тарифы выходного дня»;
- Личная страховка (страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров в салоне автомобиля);
- Оформление документов и прием автомобиля вне пункта проката;
- Возможность оформления дополнительной доверенности;
- Возможность возврата машины вне пунктов проката, в нерабочее время;
- Замена аварийного автомобиля;
- Консультации на месте ДТП;
- Эвакуация технически неисправного автомобиля;
- Возможность продления контракта по телефону;
- Возможность замены автомобиля или колес по желанию арендатора;
- Предоставление детского сидения;
- Предоставление набора для пикника (мангал, топорик и т.д.);
- Мобильный телефон;
- Крепления для велосипедов;
- Автохолодильник;
- Накопительные скидки;
- Возможность бронирования в московском офисе автомашины для эксплуатации за рубежом или в регионах России.